Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Нормативно-правовая база
«Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
Перечень психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) Республики Башкортостан
Об утверждении положения о порядке допуска собаки-поводыря в ОО
методических рекомендаций по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью
Методическая копилка
Авдеева С.М. Реестр примерных основных образовательных программ общего образования
Примерная АООП НОО глухих обучающихся
Примерная АООП НОО для слабовидящих обучающихся
Примерная АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития
Примерная АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Примерная АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Примерная АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Примерная АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Примерная АООП НОО слепых обучающихся
Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В муниципальном районе Янаульский район Государственная программа «Доступная среда» реализована в 5 образовательных организациях: МБОУ СОШ №4 г.Янаул, МБОУ СОШ с.Байгузино, МБОУ СОШ с.Карманово, МБОУ СОШ с. Ямады и МАДОУ ЦРР ДС№15 г. Янаул.
За счет федерального и муниципального финансирования для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в школах созданы специальные условия: пандус для входа в ОУ и внутри здания, тактильная дорожка в коридоре, поручни в коридоре на первом этаже, реконструированы места общего пользования. В МБОУ СОШ №4 г.Янаул оборудованы зал ЛФК, логопедический и сенсорный кабинеты. В МБОУ СОШ с. Байгузино имеются шведская стенка, беговая дорожка, велотренажер, сухой дождь, тактильная панель, зеркальный шар, сухой бассейн, фибероптическая тактильная панель, логопедический тренажер, аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей с нарушением речи, интерактивная доска, логопедический аппарат «Дельфа».
На основании постановления Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан от 29 февраля 2016 № 165 не взимается с родителей (законных представителей) родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами детьми с ограниченными возможностями здоровья посещающих муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.
Для работы в условиях инклюзии в данных школах накоплены и методические ресурсы - по организации интегрированного обучения, использованию различных педагогических технологий при данной системе обучения; по организации и обеспечению психолого-педагогического сопровождения процесса образовательной и социальной интеграции, работе с родителями и семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.
Руководители данных образовательных учреждений прошли повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях». Педагоги всех четырех школ прослушали учебный курс Башкирского республиканского отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Факел» по теме «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях», имеют сертификаты.
Социальные педагоги в течение всего учебного года проводят индивидуальные беседы как с детьми–инвалидами, так и с их родителями о формировании знаний о собственном физическом и психическом ресурсе. Также ими осуществляется посещение на дому семей, где проживают дети-инвалиды и вовлечение медицинских работников в систематическое консультирование учащихся и их родителей. На всех школьных мероприятиях дети-инвалиды принимают активное участие наравне с другими.