Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. При решении проблемы «кем быть» можно воспользоваться следующими правилами. Правило первое - познайте себя, свое собственное «Я»: здоровье, интересы и склонности, способности, знания и умения. Правило второе - узнайте все о профессии: предмет, цель и условия труда; пути получения профессии; медицинские противопоказания; требования профессии к личности (профессионально важные качества); актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития. Правило третье - соотнесите свои данные с требованиями выбранной профессии.
С родителями школьники могут:
- обсудить проблемы и планы выбора профессии;
- наиболее точно определить сферы деятельности, в которых смогут лучшим образом реализовать себя;
- найти информацию о профессиях, учебных заведениях, потребности рынка труда в рабочей силе, положении выпускников учебных заведений на рынке труда области;
- посмотреть видеофильмы о профессиях и систематизировать полученную информацию.
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали «ХОЧУ» - «МОГУ» - «НАДО»
Первое неизвестное формулы – «хочу». Выбирая профессию, определите, что Вам интересно, и чем бы Вы хотели заниматься каждый день на своем рабочем месте. Ответив на этот вопрос, Вы узнаете первое неизвестное в предлагаемой формуле. Второе неизвестное формулы – «могу». Если Вы обладаете профессионально важными качествами, которые предъявляет профессия к человеку, то сможете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства. Третье неизвестное в формуле – «надо» . Это востребованность профессии на рынке труда. Помните, что жизнь не стоит на месте, и рынок труда меняется очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения в профессиях и потребностях в них.
Советы школьникам
Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете. Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.
• Не старайся поступать в то учебное заведение, в которое будут поступать твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Отсутствие серьезного представления школьника о дальнейшем жизненном пути - признак инфантильности. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего - ближайшего и отдаленного - человек не может рассчитывать на успех в жизни.
Схема построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план.
1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.
Рекомендации родителям по профориентации
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связано. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Помогите своему ребенку подготовить и другие варианты на случай неудачи на выбранном пути.
Выбор профессии вызывает у школьников серьезные сомнения и трудности. Родителям необходимо заняться серьезной профориентационной работой. При этом вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе. Родителям нужно понимать, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком важном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор.
Республика Башкортостан: колледжи и техникумы
Республика Башкортостан: учреждения высшего профессионального образования
16.04.2022г. - Единый день профориентации
5.05.2022г. Профориентационное мероприятие. Многопрофильный колледж с.Прогресс
12.05.2022г. Профориентационное мероприятие.
16.05.2022г. Профориентационное мероприятие.
17.05.2022г. Профориентационное мероприятие.
18.05.2022г. Профориентационное мероприятие.
20.05.2022г. Профориентационное мероприятие.
Популярные Интернет-ресурсы по профориентации
Наименование ресурса |
Информация о ресурсе |
Вузы - школам | Раздел сайта Института развития образования Республики Башкортостан |
Федеральный портал "Российское образование", раздел "Специальности среднего профессионального образования". |
|
Федеральный портал "Российское образование", раздел "Специальности высшего профессионального образования". | |
Информационный ресурс ориентирован на помощь подросткам в формировании интереса к миру профессий и выстраиванию своих профессиональных компетенций. Содержит профессиограммы, статьи, радиопередачи, и др. материалы для помощи подростку в выборе профессии, в поиске своего места в жизни. |
|
Раздел образовательного портала "Моё образование" содержит уроки по профориентации, которые участвовали во Всероссийском профориентационном конкурсе методических разработок «Экскурс в мир профессий» |
|
Дается описание профессий различных категорий рабочих и служащих: продавцы, менеджеры, бухгалтеры, мерчандайзеры, маркетологи, техники, инженеры, врачи и др. . Часть описаний в виде должностных инструкций. |